Разочарование! Настоятельно не рекомендую с детьми и подростками, а также впечатлительным людям. Гид совершенно не учитывает возрастную категорию. Ощущение, что современное искусство построено на грязи и психически не здоровыми людьми. Экспонаты подобраны ужасно! Ощущения после экскурсии отвратительные. И вместо того, чтобы открыть подросткам современное искусство и узнать для себя что-то новое, пришлось долго приводить детей в чувства. Однозначно, можно было выстроить экскурсию совершенно по другому и обратить внимание на другие детали творчества авторов. Самый неприятный опыт во время поездки в Париж!
Александра
Мария, мне искренне жаль, что экскурсия вызвала настолько сложные эмоции, но позволю себе не согласиться с вашей оценкой. Я адаптировала свой рассказ под возраст ваших сыновей 14 и 15 лет, используя рекомендации признанных специалистов в области «как говорить с детьми об искусстве». Вы получили информацию уровня, подходящего для подростков 12-16 лет. Экспозиция в Помпиду меняется еженедельно, и из экспозиции, которую застали Вы, я выбрала максимально интересные работы, которые позволили увидеть и красоту, и историю, и поэзию, и борьбу за мир на земле, и критику политических лидеров и ретроградов.
Боюсь, что приходить в современную художественную галерею и надеяться не встретить отражения той части жизни, которую можно назвать «неприличной» — обреченная затея. К примеру, в этот раз в музее было мало работ Пикассо, нам на глаза попалась лишь «La pisseuse». Или мы видели и работу Дали, где Вильгельм Телль изображен полностью нагим. Также Ваше негодование в мой адрес вызвали и работы Отто Дикса. Но в музее, который посвящен истории искусства XX века пройти мимо этих работ нельзя. Это художник, который критиковал своих современников, будучи немцем по рождению и крови, вынужденный участвовать в первой и второй мировой войне, не будучи нацистом. Его работы — важнейшее звено.
Мое повествование коснулось и Дюбуффе, основоположника движения арт брют, который использовал для вдохновения рисунки душевнобольных. Это тоже факт истории искусства, который никто в мире не считает нужным скрывать, и тем более не охарактеризовывает как «грязь».
По вашим словам, «сын плакал после экскурсии». Поверьте, у меня были экскурсанты, которые плакали в музее Оранжери, когда слушали историю замысла Клода Моне с его кувшинками. В Лувре некоторые дети плачут, когда им рассказывают историю любви Психеи и Амура. Слезы это и есть доказательство того, что искусство не оставляет равнодушным. Даже современное искусство, которое очень многие либо не понимают, либо игнорируют. Очень надеюсь, что несмотря на потрясение от увиденного, ваша поездка сложилась чудесно, и Париж в целом вам пришелся по душе.